Построенные модные технопарки – это околонаучный пшик

Построенные модные технопарки – это околонаучный пшик

Есть такое выражение – смех сквозь слезы. По аналогии с ним чувства, возникающие по поводу разных российских достижений последнего времени можно охарактеризовать как гордость сквозь стыд. Или стыд сквозь гордость.

Яркий пример – победа российских хоккеистов на прошедшей олимпиаде. Вроде бы этой победой надо гордиться, однако обстоятельства, при которых эта победа была добыта, вызывают чувства, граничащие со стыдом.

Кто разбирается в хоккее, поймет, о чем я. Вымученная, иначе не скажешь, победа над Германией, никогда не бывшей великой хоккейной державой – это не совсем то, чем может гордиться Россия, в олимпийской сборной которой были собраны лучшие российские хоккеисты, включая легионеров из НХЛ.

Это все равно что победа мастера спорта над юниором, который ничего особенного никогда не выигрывал и выступает в более низкой лиге.

И нейтральный флаг, выступать под которым Россия послушно согласилась, смирившись с явно несправедливым политическим решением чужих инстанций, лишь усиливает неприятные ощущения.

Так и получается – стыд и гордость одновременно.

И такие чувства вызывают не только спортивные результаты.

Возьмем, к примеру, космодром Восточный. С одной стороны, появление нового космодрома, пусть даже опороченного посадками его проворовавшихся строителей – предмет для гордости. Потому что не каждая страна может позволить себе такое. И не у каждой страны есть несколько космодромов.

Но с другой стороны, причины строительства Восточного – застраховаться от изгнания с Байконура – постыдны. Российское руководство испугалось, что в один прекрасный момент вышедший из нашей орбиты Казахстан выставит нас с Байконура – или начнет диктовать свои условия под угрозой закрыть доступ к пусковым площадкам.

Снова получается и стыд, и гордость.

Гордость от появления нового космодрома можно испытывать, если только не думать о причинах его строительства. Но стоит задуматься – на смену гордости тут же приходит чувство стыда.

То же самое в сфере науки. Сколково, Роснано и прочие околонаучные затеи могут вызывать гордость, только если не вникать в вопросе по существу. Но стоит вникнуть – чувство гордости сразу сменится чувством стыда, потому что все построенные в последнее время у нас модные технопарки – это околонаучный пшик, показуха, корявые понты.

Конечно, многие страны не строят и таких центров, но для России с ее возможностями, историей – в том числе российской науки – проекты вроде Сколково скорее предмет позора, чем гордости. Показатель падения с более высокого уровня на более низкий.

Еще один пример – керченский мост. С одной стороны, это выдающийся проект, который улучшит сообщение Крыма с материком, сделает Крым доступнее для отдыхающих, решит массу транспортных вопросов.

Но если вспомнить про причины строительства этого моста, гордость опять же сменится чувством стыда. Потому что причины эти схожи с причинами строительства Восточного – опасность транспортной блокады Крыма со стороны Украины.

Как и Восточный, керченский мост Россия строит не от хорошей жизни. Не потому что наша экономика сильно выросла и мы теперь можем себе позволить новый космодром, новый большой мост и много чего другого. И то, и другое построено со страха, что Казахстан и Украина, в недалеком прошлом российские губернии, надают под зад России. И вот эта причина строительства не позволяет гордиться тем, чем при других обстоятельствах гордиться было бы не только можно, но и нужно.

И про возвращение Крыма можно сказать то же самое. Причина этого – потеря Украины и опасность утраты военных баз в Севастополе. Не потому вернули Крым, что российская власть вспомнила о разделенном народе и начала исправлять былые ошибки. А потому что в Кремле испугались, что Украина выставит российских военных из Севастополя.

То есть причина возвращения Крыма схожа с причиной строительства Восточного и керченского моста – слабость перед соседями и страх получить от них под зад.

И последствия возвращения Крыма тоже не позволяют гордиться его возвращением. Эти последствия – война в Донбассе и экономические санкции (читай поджопники), которые наполучала вся наша страна, что вызывает горечь и грусть, но никак не гордость. И стыд – оттого что наша власть ничего не может сделать для поправки ситуации, предпочитая утираться и жаловаться на партнеров.

И таких примеров можно привести еще очень много.

В экономике – любые победоносные заявления президента и правительства о пройденном дне, о строительстве цифровой экономики, о побежденной инфляции, о рекордном экспорте зерновых… Но если начать изучение вопроса, то обнаруживается, что гордиться опять же нечем.

Успех либо локальный – на фоне глобального ухудшения ситуации, либо сугубо декоративный, как в пафосном Сколково.

То же самое в Сирии – если послушать, что говорят по телевизору, надо гордиться тем, как ВКС РФ победили террористов на дальних подступах. Защитив свободу и независимость Сирии, обеспечили спокойствие и безопасность России, решили одну из важнейших международных проблем…

Но если разобраться, то гордиться снова нечем. Террористов так до конца и не победили, потратив при этом огромные средства; никакой независимости Сирии не возвращено, и что там будет дальше – неясно…

И так во всем.

Пока не вникаешь и смотришь на наши успехи через призму телевизора – испытываешь гордость. Начинаешь вникать – возникает чувство стыда, которое постепенно вытесняет чувство гордости…

И скоро к этому всему добавится новый старый президент, которым одна половина страны гордится, а другая половина стыдится.

Так и живем.

Стыд и гордость.

Стыд сквозь гордость – и гордость сквозь стыд. И смех сквозь слезы.

Новый флот электрических паромов с массивными батареями появится в Норвегии

Новый флот электрических паромов с массивными батареями появится в Норвегии

Морской транспорт в Норвегии взял курс на использование электричества вместо дизеля. Норвежский судостроительный завод Havyard объявил о подписании контракта с транспортным конгломератом Fjord1, по условиям которого будут построены семь паромов, работающих от аккумуляторов.

Первопроходцем и вдохновителем в деле перевода морского транспорта на «чистую» энергию стал полностью электрический паром Ampere: статистический отчет о первых двух годах его эксплуатации продемонстрировал производителям и операторам грузоперевозок потенциал такой модернизации флота.

Согласно представленным данным, объем вредных выбросов в окружающую среду был сокращен на 95%, а операционные издержки снизились на 80%. Впечатляющие результаты сокращения расходов подвигнул участников индустрии на строительство новых транспортных средств или полное переоснащение находящихся в эксплуатации дизельных судов.

Fjord1 является крупнейшей паромной компанией в Норвегии – ее флот насчитывает 75 кораблей, и контракт с Havyard Group увеличит его на 7 полностью электрических паромов. Однако в этом случае, компания подчеркивает, речь идет не о переоснащении, а о строительстве с нуля принципиально новых судов. Эксплуатация этого электрического флота начнется с 1 января 2020 года на атлантическом побережье районов Мёре-ог-Ромсдала и Хордаланна.

По подсчетам экспертов, перевод на электрическое питание паромов будет проходить намного проще, чем остальные виды транспорта, работающие на дизеле, так как этот тип судов ходит на короткие расстояния (если сравнивать с другими грузовыми судами) и по заранее известным маршрутам – благодаря этому развернуть инфраструктуру для зарядки их аккумуляторов не составит особого труда.

Вскоре после сообщения о подписании контракта между Havyard и Fjord1, паромный оператор Stena Line, работающий на маршрутах между Гетеборгом (Швеция) и Фредериксхавном (Дания), заявил, что модернизирует свой паром Stena Jutlandica, установив на него комплект аккумуляторов мощностью 1 мегаватт. Таким образом 185-метровое судно станет одним из крупнейших в мире полностью электрических кораблей.

Китайские учёные сделали литий-ионные аккумуляторы пригодными для работы при −70°С

Китайские учёные сделали литий-ионные аккумуляторы пригодными для работы при −70°С

По данным информационного агентства Синьхуа, китайские учёные из Фуданьского университета предложили новый тип электролита для литий-ионных аккумуляторов, расширяющий границы применения таких источников питания. Представленный китайскими химиками образец, в отличие от традиционных литий-ионных батарей, рассчитан на работу даже при экстремально низких температурах. Для сравнения, существующие элементы питания с повышенной морозоустойчивостью уже при температуре свыше −40 °С теряют около 90 % от первоначально заявленной ёмкости. 

Увы, но грандиозная технологическая революция в методах накопления и хранения энергии для нас с вами пока откладывается на неопределённый срок. Китайским учёным безусловно удалось достичь определённых успехов в совершенствовании литий-ионных аккумуляторов, но до выпуска коммерческого образца дело может и вовсе не дойти. Ситуация с морозоустойчивыми батареями сродни проекту высокотехнологичных аккумуляторов на основе графена: недостатки таких систем нивелируют все заявленные преимущества. Основная проблема в данном случае заключается в чрезвычайно низкой энергетической плотности аккумуляторов, предложенных сотрудниками Фуданьского университета.  

Китайские учёные сделали литий-ионные аккумуляторы пригодными для работы при −70°С

dearholtautocare.com

Свинцово-кислотные аккумуляторы также не отличаются морозоустойчивостью, выходя из строя уже при −20 °С

Добиться работы аккумулятора даже при −70 °С удалось благодаря использованию уникального электролита на основе этилацетата, характеризующегося высокой проводимостью в довольно широком температурном диапазоне. В качестве электродов китайские химики выбрали органические полимеры, из которых были выполнены катод и анод. По результатам многократных испытаний выяснилось, что литий-ионные аккумуляторы на основе заявленных органических компонентов теряют при охлаждении до −70 °С около 30 % от первоначальной ёмкости, значение которой было зафиксировано в лабораторных условиях при комнатной температуре. 

Сферой применения таких аккумуляторов могут стать отрасли, нуждающиеся в кратковременной подзарядке электроники за счёт портативного источника энергии. Разумеется, всё это должно происходить в условиях, в которых представленные учёными из КНР литий-ионные батареи превосходят ближайшие аналоги. На ум сразу же приходит космическая отрасль: тут и низкие температуры, и повышенные требования к надёжности систем, и слишком высокая плата за допущенные в ходе проектирования ошибки.